четверг, 26 декабря 2013 г.



Термин Веб2.0 часто ассоциируется с новым подходом к развитию Интернета, а точнее - совокупности технологий работы вэб-приложений и совместного взаимодействия пользователей. К числу этих технологий относятся блоги, wiki, средства обмена фото и видео (youtube, flickr ...), технологии flex и ajax и масса других средств [1,2]. О распространенности и актуальности тематики говорит также количество ссылок. Например, в поисковой системе Google по запросу web2.0 появляется 23 700 000 ссылок.
Не случайно журнал Time назвал обобщенным человеком года именно людей использующих сервисы Веб-2.0, активно пополняющих сеть новым содержанием. Актуальность применения web2.0 в образовании подтверждает начинающий входить в обиход термин «Образование 2.0», которое ввела компания Google, организуя одноименную конференцию www.googleconference.ru.
Исследования дидактических возможностей сервисов веб2.0, проведенные в МФПА, показали, что в настоящее время представляют интерес для использования в учебном процессе следующие сервисы.
1.            Блог (blog) – средство (синонимы: программная среда, оболочка, движок) для публикации материалов в сети с возможностью доступа к его чтению (ведения личного дневника в сети) www.livejournal.ru
2.            Вики (WikiWiki) – средство для создания коллективного гипертекста при котором история внесения изменений сохраняется. Примеры http://wikipedia.com http://letopisi.ru
3.            Делишес (Del.icio.us) - средство для хранения закладок на веб-страницы с описаниями и возможностью поиска и выборочного коллективного доступа http://www.bobrdobr.ru
4.            Ютьюб (youtube) - средство для хранения, просмотра и обсуждения видеозаписей (http://youtube.com, http://rutube.ru).
Обобщая, можно сказать, что сервисы Веб2.0 позволяют работать с веб-документами совместно, обмениваться информацией и работать с массовыми публикациями [3].

 Возможности и опыт использования сервисов позволил наметить некоторые подходы к использованию их в учебном процессе применительно к высшей школе. Общие функциональные свойства перечисленных выше сервисов достаточно полно и корректно описаны в свободной энциклопедии - википедии www.wikipedia.ru.

Технологии открытого и дистанционного образования

Дистанционное обучение является важнейшей формой образовательного процесса, появившейся благодаря внедрению в учреждения образования современных средств электронных коммуникаций. В рамках настоящей книги под системой дистанционного образования понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, ориентированной на средства обмена информацией на любых расстояниях.
          Дистанционное обучение представляет собой совокупность современных педагогических, компьютерных и телекоммуникационных технологий, методов и средств, обеспечивающая возможность обучения без посещения учебного заведения, но с регулярными консультациями у преподавателей учебного заведения. Дистанционная форма обучения не регламентирует временные и территориальные требования к реализации учебного процесса.
          Дело в том, что круг людей, желающих получить высшее образование, постоянно расширяется. Кроме этого, в условиях рыночных отношений возрастает спрос на вузовские образовательные услуги различных уровней со стороны всех слоев населения (служащие, безработные, инвалиды, домохозяйки и т.п.). В то же время, дистанционное обучение позволяет получить основное или дополнительное (второе высшее) образование параллельно с основной деятельностью человека или же дает возможность получить профессию лицам, которые по состоянию здоровья или по причине удаленности места проживания от интересующего вуза не могут обучаться по дневной очной системе.
          Идея обучения на расстоянии не нова. Некоторые ученые заявляют, что послания, которые Св. Павел рассылал в отдельные церкви, содержат примеры некоторых основных аспектов дистанционного образования. В 1840 году Исаак Питман (Isaak Pitman) начал то, что сейчас принято называть заочными курсами, предложив студентам, проживающим в пределах Соединенного Королевства, обучение стенографии по почте. Первые возможности по получению высшего образования с использованием обучения на расстоянии появились в 1836 году с основанием Лондонского университета. К экзаменам, проводимым этим Университетом, допускались все студенты, обучающихся в утвержденных колледжах и иных образовательных учреждениях, расположенных в других местах. С 1858 года к экзаменам стали допускаться желающие со всего мира, независимо от места и способа их подготовки. Это привело к открытию большого числа заочных колледжей, проводящих курсы по учебному плану, определенному Университетом.
          Некоторая форма дистанционного образования имелась и в России. После революции 1917 года появились различные курсы, предлагающие различные уровни обучения. В Советском союзе развивалась модель дистанционного обучения, известная под названием “заочное образование” или “консультативная модель”. К 1960 году в Советском Союзе существовало 11 заочных университетов и большое число заочных факультетов в традиционных университетах.
  • История развития заочного и дистанционного образования демонстрирует несколько устойчивых особенностей подобной формы обучения:
    • многообразие и разнородность в отношении уровней (от начального до высшего образования) и студентов (от детей младшего возраста до взрослых людей);
    • круг преподаваемых предметов включает такие разнообразные дисциплины, как стенография, горное дело и общее образование;
    • область используемых методов обучения (переписка, печать, радио и телевидение, практические работы, открытые экзамены);
    • многообразие стран, применяющих такой метод (развитые и развивающиеся, большие и маленькие);
    • способ решения различных социальных и исторических проблем (разрозненное и депортированное население, империализм и независимость, войны и революции, индустриализация).
В новом тысячелетии по мере продвижения к созданию информационного общества дистанционное образование будет играть весьма важную роль и демонстрировать собственную гибкость и многообразие.
          Говоря о дистанционном образовании, можно выделить характерные признаки, не зависящие от конкретной образовательной системы. В частности, при дистанционных формах организации педагогического процесса основной упор делается на усиление самостоятельного и индивидуализированного обучения. Доминирующей тенденцией в развитии дистанционного обучения становится модель личностно-ориентированного обучения, учитывающего индивидуальные, личностные качества каждого обучаемого и основывающегося на передовых педагогических и информационных технологиях.
          Кроме этого, нельзя не отметить, что дистанционные формы обучения существенно изменяют стиль деятельности педагогов. Преподавателю предназначается организовать самостоятельную познавательную деятельность обучаемых, вооружать их методами и способами познания и добывания знаний, развивать умения применять их на практике, использовать новейшие телекоммуникационные средства для всех видов дистанционного общения.
          Развитие дистанционного образования влечет за собой развитие новых подходов к разработке педагогических средств, таких как учебники, практикумы, сборники заданий и тестов. Все они должны быть нацелены на учащегося, а потому в большей степени являться информативными, энциклопедичными. Больший упор должен быть сделан на разработке различных тренажеров и самоучителях, а с развитием телекоммуникационных технологий важнейшими педагогическими средствами для личностно-ориентированного обучения становятся образовательные ресурсы Интернет и гипертекстовые электронные учебники.
          Реализация государственной политики России в части расширения возможностей личности для получения высшего профессионального образования и повышения доступности образования широким слоям населения, включая русскоязычное население стран ближнего и дальнего зарубежья, неизбежно приводит к необходимости создания открытого образовательного пространства, существенно дополняющего структуру существующей системы образования и позволяющего реализовать парадигму открытого образования.
          Существует несколько равнозначных определений открытого образования. В частности, открытое образование – это система обучения, доступная любому желающему, без анализа его исходного уровня знаний, использующая технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение в ритме, удобном учащемуся.
          Согласно определения, данного Льюисом “Открытое обучение включает два основных требования: улучшенная доступность образования для студентов, и развитие независимости студентов. Эти цели достигаются путем предоставления студенту широкого выбора возможностей в рамках различных аспектов учебного процесса. Выбор может быть предоставлен относительно места и времени учебы … а также относительно самих учебных программ, после того, как студенту предоставлен доступ к ним: например, студент может выбирать содержимое учебных программ, их интенсивность, методику, применяемые мультимедийные материалы, а также форму оценки знаний. Такая возможность самостоятельного выбора программы существенно развивает независимость студента: благодаря структурированной и поддерживаемой системе выбора среди множества возможных альтернатив обучения, студенты работают более независимо”.
          Открытое обучение представляет собой определенную философию, в основе которой лежит расширение доступности и личного выбора в процессе обучения, в то время как дистанционное образование связано исключительно со способами передачи знаний. Действительно, можно достичь большей доступности и гибкости методами дистанционного образования, но также существуют системы дистанционного образования, которые не реализуют идей открытого обучения. Стоит, однако, отметить, что обе эти концепции зародились из единого понятия “независимого обучения”.
          Создание перспективной системы образования, способной подготовить российское общество в целом и каждого человека в отдельности к жизни в условиях конкурентоспособной экономики – одна из важных и актуальных проблем, решение которой возможно лишь на уровне государственной политики. Развитие системы образования в нынешних условиях определяется необходимостью непрерывного, самостоятельного, опережающего, распределенного и, конечно, открытого образования.
          Система открытого образования должна стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставить человеку разнообразные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно, и обеспечить возможность получения современного профессионального знания. Подобная система дает возможность каждому обучаемому выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, независимо от того, где бы территориально он ни находился. В итоге, формируется сеть (консорциум) связанных друг с другом учебных учреждений, которая обеспечивает создание пространства образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности населения. Таким образом создается возможность многомерного движения специалиста в образовательно-профессиональном пространстве, его развитие через обучение а также постоянный образовательный и профессиональный консалтинг.
          При создании системы открытого образования в полной мере используются накопленные в российской высшей школе научно-методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующая телекоммуникационная инфраструктура и организационные структуры высшей школы.
  • Эффективное объединение усилий вузов, других образовательных учреждений и организаций в области создания и внедрения в практику принципов открытого образования производится на основе:
    • требований государственного образовательного стандарта;
    • общих психолого-педагогических, методических и технологических требований к учебно-методическим и информационным ресурсам открытого образования;
    • единых требований к уровню психолого-педагогической компетентности кадров системы открытого образования;
    • создания единой информационно-образовательной системы открытого образования;
    • объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие открытого образования в целом;
    • координации функционирования системы открытого образования.
Работа педагога в образовательной системе состоит в организации разнообразной деятельности обучающихся в образовательной среде. Я хочу затронуть некоторые сетевые сервисы, которые, на мой взгляд, будут полезны не только учителю, но и ученику в образовательном процессе – это создание облака слов, ментальной карты, а также поделюсь своим впечатлением о системе МООДУС и такими сетевыми сервисами, как Документы Google и Сайты Google.

Облако слов, созданное по данной статье с помощью социального сервиса Wordle.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий